Деятельность педагогов Центра гендерного образования ориентирована на освоение и внедрение в практику продуктивных образовательных технологий, выбор которых обусловлен спецификой нашей школы.
Характерной особенностью образовательной деятельности Центра является учет психологических и физиологических особенностей девочек и мальчиков. А это значит, что гендерный аспект лежит в основе всех применяемых педагогами современных образовательных технологий.
Мы понимаем, что формирование индивидуальности и разностороннее интеллектуальное, нравственное и физическое развитие каждого ребенка невозможно без учета его принадлежности к определённому полу.
Основанное на гендерном подходе раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в процессе обучения для мальчиков и девочек, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учёбе, а с другой – избежать переутомления.
В обучении гендерная специфика учитывается через особый хронометраж урока, использование специфических приёмов работы для мальчиков и девочек в течение урока, включение в учебный план особых развивающих программ внеурочной деятельности: «Школа здоровья», «Ритмика с элементами корригирующей гимнастики», «Хореография» для девочек, «Общая физическая подготовка» для мальчиков, «Рукоделие» для девочек, «Моделирование и конструирование» для мальчиков, «Хоровое пение», «Театральная студия», «Школа креативного мышления», «Информатика» — общие для мальчиков и девочек, а также многое другое.

Используемые на уроках образовательные технологии

Показать »

технологии обоснование выбора
технология деятельностного метода
(приоритетная технология)
вся система заданий на уроках включает девочек и мальчиков в  самостоятельную учебно-познавательную деятельность
     технология развивающего обучения ориентирована на развитие ума, воли и чувств при сохранении физического здоровья, а также на достижение максимального результата в общем развитии девочек и мальчиков. Используется для формирования умения и желания учиться, развития инициативности, интереса к учению
здоровьесберегающие технологии системно организованная деятельность, направленная  на сохранение физического и психического здоровья девочек и мальчиков; включает в себя следующие компоненты:
-танцевальная утренняя зарядка, 
-релаксационные и дыхательные упражнения в течение урока,
—  физкультминутки гендерноориентированного содержания с учётом специфики предмета,
— ритмический счёт,
— режим меняющихся динамических поз (для смены статического положения используются конторки Базарного),
— использование массажных ковриков,
—  микропаузы для снятия напряжения с глаз (гимнастика для глаз, зрительный поиск, занятия в режиме подвижных объектов, смена расстояния до дидактического материала, офтальмотренажёры).
технология проектной деятельности направлена на самостоятельную работу девочек и мальчиков – индивидуальную, парную, групповую.  Данная технология создаёт условия для формирования у обучающихся универсальных умений, использования разносторонних знаний.
ИКТ-технологии позволяет усилить мотивацию учения, качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  девочек и мальчиков, на формирование личностных и регулятивных  универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к  личностному развитию каждого ребёнка.
технология проблемного диалога технология универсальна, способствует развитию познавательной активности девочек и мальчиков, осознанности и более прочному усвоению знаний при использовании акцента на эмоциональное переживание (удивление, затруднение), приёма «яркое пятно» — для деовчек, проверки гипотез, побуждающего и подводящего  диалога (провоцирование, подталкивание мысли) – для мальчиков, заданий в устной («научным языком») и письменной («образным языком») форме.

Используемые в образовательной деятельности принципы и подходы

Показать »

используемые принципы и подходы обоснование выбора
·         принцип природосообразности Учитывая принцип природосообразности, учебный процесс согласуется с природой ребёнка, опирается на его потребности и возможности. Это предполагает учёт психологических и физиологических особенностей девочек и мальчиков и подбор различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей девочек  и мальчиков как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.
·         системно-деятельностный подход В процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Целенаправленное и планомерное применение в практической деятельности системно-деятельностного подхода значительно повышает уровень качества обученности девочек и мальчиков, стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности, снимает страх перед заданиями, предложенными в нестандартной форме, при исследовательской и проектной деятельности.
  • личностно-ориентированный подход

 

Личностно-ориентированный подход, при котором учитываются психологические особенности девочек и мальчиков, предполагает:
—  принятие личностного смысла содержания образования,
— перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение: исследование  информации, выдвижение гипотез, эксперименты,
— саморазвитие (динамика личных достижений, вне сравнения с окружающими),
— самосовершенствование (достижение самостоятельно поставленной цели).
Особое внимание уделяется способам овладения изучаемым материалом и организации деятельности по его усвоению.
·         гендерный подход Гендерный подход —  составляющий  элемент личностно ориентированного подхода, учитывающий «индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом». Это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности,  предполагающий создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков.
·       системный подход к отбору содержания с учётом специфики работы в гендерном классе девочек (гендерно-ориентированные формулировки заданий,
гендерно-ориентированные тексты задач).
На первом этапе при подборе задач учитывается содержательная основа с целью избегания столкновения двух видов трудностей: смысловой  трудности   и трудности при решении задач.
Предусматривается  самостоятельное составление девочками и мальчиками задач разных типов, создание «Задачников», материалы которых будут  использованы для работы на уроке.
  • практикоориентированное обучение

 

Одним из направлений работы на уроке является формирование и развитие способности к использованию математических знаний в учебных и жизненных ситуациях. Поэтому любая практическая работа максимально приближена к интересам девочек и мальчиков.

Гендерный аспект в воспитании реализуется через различные технологии, но, прежде всего, через формирование соответствующей атмосферы, направленной на становление самосознания девочек и мальчиков. Классные руководители активно изучают и применяют на практике элементы различных воспитательных технологий, разрабатывают и собственные воспитательные программы.
Гендерный аспект пронизывает и организацию методической работы педагогов.
Педагоги анализируют используемые учебно-методические комплексы, осуществляют отбор содержания материала для уроков, разрабатывают сценарии учебных и внеурочных мероприятий для девочек и мальчиков с учетом признаков пола.
Учителями-предметниками созданы методические разработки уроков и внеурочных мероприятий, которые могут быть использованы всеми заинтересованными педагогами других образовательных учреждений.
Ещё одной характерной особенностью центра гендерного образования является применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Здоровьесберегающие технологии мы понимаем как системно организованную деятельность, направленную на сохранение здоровья обучающихся и педагогов. Благодаря реализации гендерных здоровьесберегающих технологий происходит качественное обучение, воспитание и развитие девочек и мальчиков без нанесения ущерба их здоровью.