Деятельность педагогов Центра гендерного образования ориентирована на освоение и внедрение в практику продуктивных образовательных технологий, выбор которых обусловлен спецификой нашей школы.
Характерной особенностью образовательной деятельности Центра является учет психологических и физиологических особенностей девочек и мальчиков. А это значит, что гендерный аспект лежит в основе всех применяемых педагогами современных образовательных технологий.
Мы понимаем, что формирование индивидуальности и разностороннее интеллектуальное, нравственное и физическое развитие каждого ребенка невозможно без учета его принадлежности к определённому полу.
Основанное на гендерном подходе раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в процессе обучения для мальчиков и девочек, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учёбе, а с другой – избежать переутомления.
В обучении гендерная специфика учитывается через особый хронометраж урока, использование специфических приёмов работы для мальчиков и девочек в течение урока, включение в учебный план особых развивающих программ внеурочной деятельности: «Школа здоровья», «Ритмика с элементами корригирующей гимнастики», «Хореография» для девочек, «Общая физическая подготовка» для мальчиков, «Рукоделие» для девочек, «Моделирование и конструирование» для мальчиков, «Хоровое пение», «Театральная студия», «Школа креативного мышления», «Информатика» — общие для мальчиков и девочек, а также многое другое.
Используемые на уроках образовательные технологии
технологии | обоснование выбора |
технология деятельностного метода (приоритетная технология) |
вся система заданий на уроках включает девочек и мальчиков в самостоятельную учебно-познавательную деятельность |
технология развивающего обучения | ориентирована на развитие ума, воли и чувств при сохранении физического здоровья, а также на достижение максимального результата в общем развитии девочек и мальчиков. Используется для формирования умения и желания учиться, развития инициативности, интереса к учению |
здоровьесберегающие технологии | системно организованная деятельность, направленная на сохранение физического и психического здоровья девочек и мальчиков; включает в себя следующие компоненты: -танцевальная утренняя зарядка, -релаксационные и дыхательные упражнения в течение урока, — физкультминутки гендерноориентированного содержания с учётом специфики предмета, — ритмический счёт, — режим меняющихся динамических поз (для смены статического положения используются конторки Базарного), — использование массажных ковриков, — микропаузы для снятия напряжения с глаз (гимнастика для глаз, зрительный поиск, занятия в режиме подвижных объектов, смена расстояния до дидактического материала, офтальмотренажёры). |
технология проектной деятельности | направлена на самостоятельную работу девочек и мальчиков – индивидуальную, парную, групповую. Данная технология создаёт условия для формирования у обучающихся универсальных умений, использования разносторонних знаний. |
ИКТ-технологии | позволяет усилить мотивацию учения, качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. |
технология оценивания образовательных достижений | направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности девочек и мальчиков, на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к личностному развитию каждого ребёнка. |
технология проблемного диалога | технология универсальна, способствует развитию познавательной активности девочек и мальчиков, осознанности и более прочному усвоению знаний при использовании акцента на эмоциональное переживание (удивление, затруднение), приёма «яркое пятно» — для деовчек, проверки гипотез, побуждающего и подводящего диалога (провоцирование, подталкивание мысли) – для мальчиков, заданий в устной («научным языком») и письменной («образным языком») форме. |
Используемые в образовательной деятельности принципы и подходы
используемые принципы и подходы | обоснование выбора |
· принцип природосообразности | Учитывая принцип природосообразности, учебный процесс согласуется с природой ребёнка, опирается на его потребности и возможности. Это предполагает учёт психологических и физиологических особенностей девочек и мальчиков и подбор различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей девочек и мальчиков как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности. |
· системно-деятельностный подход | В процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Целенаправленное и планомерное применение в практической деятельности системно-деятельностного подхода значительно повышает уровень качества обученности девочек и мальчиков, стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности, снимает страх перед заданиями, предложенными в нестандартной форме, при исследовательской и проектной деятельности. |
|
Личностно-ориентированный подход, при котором учитываются психологические особенности девочек и мальчиков, предполагает: — принятие личностного смысла содержания образования, — перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение: исследование информации, выдвижение гипотез, эксперименты, — саморазвитие (динамика личных достижений, вне сравнения с окружающими), — самосовершенствование (достижение самостоятельно поставленной цели). Особое внимание уделяется способам овладения изучаемым материалом и организации деятельности по его усвоению. |
· гендерный подход | Гендерный подход — составляющий элемент личностно ориентированного подхода, учитывающий «индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом». Это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, предполагающий создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков. |
· системный подход к отбору содержания с учётом специфики работы в гендерном классе девочек (гендерно-ориентированные формулировки заданий, гендерно-ориентированные тексты задач). |
На первом этапе при подборе задач учитывается содержательная основа с целью избегания столкновения двух видов трудностей: смысловой трудности и трудности при решении задач. Предусматривается самостоятельное составление девочками и мальчиками задач разных типов, создание «Задачников», материалы которых будут использованы для работы на уроке. |
|
Одним из направлений работы на уроке является формирование и развитие способности к использованию математических знаний в учебных и жизненных ситуациях. Поэтому любая практическая работа максимально приближена к интересам девочек и мальчиков. |
Гендерный аспект в воспитании реализуется через различные технологии, но, прежде всего, через формирование соответствующей атмосферы, направленной на становление самосознания девочек и мальчиков. Классные руководители активно изучают и применяют на практике элементы различных воспитательных технологий, разрабатывают и собственные воспитательные программы.
Гендерный аспект пронизывает и организацию методической работы педагогов.
Педагоги анализируют используемые учебно-методические комплексы, осуществляют отбор содержания материала для уроков, разрабатывают сценарии учебных и внеурочных мероприятий для девочек и мальчиков с учетом признаков пола.
Учителями-предметниками созданы методические разработки уроков и внеурочных мероприятий, которые могут быть использованы всеми заинтересованными педагогами других образовательных учреждений.
Ещё одной характерной особенностью центра гендерного образования является применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Здоровьесберегающие технологии мы понимаем как системно организованную деятельность, направленную на сохранение здоровья обучающихся и педагогов. Благодаря реализации гендерных здоровьесберегающих технологий происходит качественное обучение, воспитание и развитие девочек и мальчиков без нанесения ущерба их здоровью.